Консультация
«Игра - как основа развития ребенка дошкольного возраста»
Игра - потребность детского организма, средство разностороннего
воспитания ребенка.
Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями.
Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем
мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д.
Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к
будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами
являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно
игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры,
которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.
В игре ребёнок обучается:
Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир
взрослых людей.
Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные,
понимать смысл их действий и поступков.
Осознать своё реальное место среди других людей.
Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют
максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов
взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских
успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в
себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра
предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи.
Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными
жизненными проблемами, чем мало играющие.
Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным
неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он
недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои
подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают
барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к
его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту
отношений.
Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх
детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что
значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него
знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а
также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У
него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что
видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре
воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр
помогает сохранить бодрое настроение.
Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее,
переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание.
Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим
больным нужен покой, им пора спать", или напомните "водителю", что
машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности,
употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия,
недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре,
"понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней,
размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют
мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима,
чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.
Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием
полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным
содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о
жизни.
Ребенок нуждается в совместной игре с взрослыми. Можно обыгрывать
сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются
много темные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один.
Например, в игре "дочки-матери" куклы посещают детский сад, болеют,
ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру
детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер
игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Актуальной является проблема воспитания предпосылок
женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания
этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских
социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним,
связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх.
Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней
является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть
ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой
была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот,
равнодушной, злой.
Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников,
спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные
качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на
художественные произведения, где дан образ положительного героя,
проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали
игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с
игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей
положительное содержание, например, предложить ребенку: "Пусть у нас в
игре папа будет добрым, ласковым". Если не удалось переключить игру, то
надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.
Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень
любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните,
что вы и сами были детьми.