Цели обучения данного занятия:
Расширение представлений детей об окружающем мире посредством экспериментальной деятельности. Развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на
примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом. Систематизировать представления детей о домашних птицах;
Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов; мышление, умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;
Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий. Развивать познавательную активность, мелкую моторику пальцев рук. Расширять словарный запас детей: ввести новые слова «желток», «белок», «яйцо сырое, вареное», «скорлупа».
Активизировать речь детей в процессе занятия.
Все воспитанники смогут: участвовать в экспериментальной деятельности;
Большинство воспитанников смогут: назвать нескольких представителей птиц, насекомых, земноводных
Языковая цель.
Развитие навыков. Воспитанники освоят первоначальные умения: использовать в речи новые определения; составлять короткие рассказы ;рассматривать иллюстрации извлекать из них информацию, работать в паре: участвовать в диалоге;отвечать на вопросы; отгадывать загадки.
Полиязычие: яйцо –еgg- жұмыртка, птицы – құстар , bird
Создание положительного эмоционального настроя 0–1 минут
- Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день, сколько гостей у нас! Давайте поздороваемся, -
Амансың ба, Алтын күн,
Амансың ба, Жер – Ана.
Амансың ба, достарым,
Сендерді кәріп қуандым!
Good morning, Good morning
The best to you this morning
How are you? How are you?
I hope you`re filling fine
And happy all the time!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
- Пришла к вам сегодня в гости, да не с пустыми руками. Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо) (показывает корзинку)
- Как вы думаете, кто это сидит у меня в корзинке?
Правильно- курица.
- А из какой сказки она могла к нам прийти?
- А вы любите слушать сказки?
- Ребята, а как вы думаете, кто может вылупится из этого яйца?
- Правильно, ребята – цыпленок. Но в природе яйца могут откладывать не только куры, а и многие другие живые существа! Вы знаете, кто это может быть ?
- Действительно, ребятки, яйцо может снести не только курица и бывают они разными по цвету, форме и величине.
- Для того чтобы узнать, кто может вылупиться из яйца, нам с вами нужно отгадать загадки, а ответ, как по волшебству появится на нашем чудо – экране.
(присаживайтесь на стулья)
Середина занятия
III.Работа по теме занятия 6 – 25 минут
Загадки
1. Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Дети: - УТЕНОК
2. У нее глаза большие
И большая голова.
Ночью по лесу летает,
Называется …
Дети: - СОВА
3. Скажите мне, какой чудак
И днем и ночью носит фрак?
Он вечно трется возле льдин –
Любитель холода …
Дети: - ПИНГВИН
Пингвины выводят своих птенцов на берегах замерзших морей, где круглый год все покрыто снегом и льдом. И у пингвинов нет гнезд. Когда они высиживают яйца, то стоят на льду и сжимают их своими лапками, тем самым
согревая, за счет своего меха и жировых складок. - Пингвины не строят гнезда, потому что они живут среди вечных льдов и яйца попросту замерзнут, лежа на холодной земле. Идем дальше.
4. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке.
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
Дети: - УЛИТКА
Улитка откладывает от 100 до 200 яиц на обратной стороне листа растения или под землей.
5. В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит…
Дети: - КРОКОДИЛ
Крокодилы закапывают яйца в песок или делают гнезда (от 10 до 100 яиц). Самка остается вблизи и охраняет
6. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет…
Дети: - ЧЕРЕПАХА
Как вы уже знаете, черепахи защищены твердым панцирем, снаружи остаются только голова,ноги и хвост. Морские черепахи проводят большую часть жизни в океане. Черепаха выползает на берег, выкапывает неглубокую ямку, засыпает яйца песком и возвращается в море. Спустя некоторое время черепашки пробивают скорлупу яиц и
выбираются из песка. Маленькие черепашки стараются быстрее добраться до воды.
7. И петь не поет,
И летать не летает…
За что же тогда
Его птицей считают?
Дети: - СТРАУС
8. Шелестя, шурша травой,
Поползает шнур живой,
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
Дети: ЗМЕЯ
На свете существует много змей. Большинство змей откладывают яйца в норах или в дуплах, под камнями или упавшими деревьями. Как вы думаете, почему не на дереве? Ведь они могут на него заползти. (ответы детей)
- Потому что на земле, под ветками им удобнее спрятать их, и маленьким змеенышам легче передвигаться по земле. Пройдем дальше
9.В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оторвет –
Другой наживет.
Дети: ЯЩЕРИЦА
Большинство ящериц откладывают от 10 до 20 яиц в терщины, под старые коряги.
Все правильно ребята. А теперь нам пора возвращаться в группу. Раз, два покружись и в группе окажись. жақсы
ФИЗМИНУТКА
Слушай, сказочный народ,
Собирайся-ка на сход.
Поскорее в круг вставайте
И разминку начинайте.
- цыпленок- ходьба на носочках, взмахи руками в стороны
- пингвин- ходьба с развернутыми носками ног во внешнюю сторону до прямой линии, семенящий шаг
- птица- бег на носочках, плавный и легкий
- А давайте поиграем в игру "Назови детеныша".
Игра "Назови детеныша".
Я буду называть животное или птицу, а вы - ее детеныша.
Например: я говорю "курица",Лера говорит "цыпленок", а
Максим -"цыплята". Понятно?
перепелка-перепеленок-перепелята;
пингвин-пингвиненок-пингвинята;
черепаха-черепашка-черепашки;
змея-змееныш-змееныши;
крокодил-крокодильчик-крокодильчики;
- Ну вот и отдохнули, … сегодня мы с вами узнали, что из яйца может вылупится и птица, и насекомое, и земноводное.
- Ребята, мне кажется, это настоящее чудо. Яйцо называют чудом природы, с ним связано много чудес. А вы бы хотели поближе познакомиться с куриным яйцом и узнать про его некоторые удивительные свойства? (ответы). Только у курочки трогать яйца нельзя, иначе цыплята не вылупятся. Но не беда, у нас есть другие куриные яйца, из которых цыплятки не вылупятся, но зато с ними можно провести разные опыты, как настоящие ученые.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Согласны? Для этого нам нужно надеть специальную форму и пройти в лабораторию.
Опыт № 1 «Знакомство с внешними признаками куриного яйца».
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на яйца. Артем, каким цветом яйцо? (ответ). Арина, какая форма у яйца? (овал). Адильжан, скажи яйцо твердое или мягкое? (ответ). Теперь мы с вами знаем внешние признаки яйца.
Опыт № 2 «Сырое или вареное»
- Ребята, посмотрите в моей тарелочке лежат яйца. Сколько их здесь? (два) Одно яйцо сырое, а другое вареное. Скажите, чем они похожи? А чем отличаются? Получается, что по внешним признакам нельзя отличить вареное яйцо от сырого. Как, вы, думаете, как определить?
-Ребята, слушайте и запоминайте! Когда яйцо вареное, оно хорошо крутится, потому что всё содержимое яйца сварено и находится в твёрдом состоянии. Когда яичко не вареное, то оно – не крутится, потому что содержимое яйца находится в жидком состоянии и не даёт яйцу раскрутиться. Проверим? Я буду крутить яйцо на
тарелочке, а вы скажите, какое оно, договорились? Воспитатель крутит пооочередно яйца на тарелке. Дети говорят
свои предположения.
- Давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием.
Воспитатель берет вареное яйца, чистит его. Спрашивает, во время чистки, как называется оболочка яйца (скорлупа). Какая она, если ее легко сломать? (хрупкая).
- Посмотрите, мы правильно справились с заданием. Скажите, какое содержимое вареного яйца?(ответы). Твердое. Что есть внутри яйца? (ответы). Белок, а что в центре яичка? (желток). Какой желток? (круглый, твердый, желтый).
- Ребята, вы узнали, как внешне выглядит вареное куриное яйцо, а вы бы хотели заглянуть внутрь сырого яичка?
Опыт №3 «
Содержимое сырого яйца » -Давайте попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри. Аккуратно, ложкой разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце. Смотрим из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого
цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая. Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях (как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки).
Опыт №4 «Научи яйцо плавать»
-Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает, потому что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности. (на столах у детей: по два больших пластиковых стаканчика с водой, пластиковый стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо)
I. -Ребята, какие вы молодцы. Вы, как настоящие ученые, проделали столько опытов
IV. Итог занятия.
Рефлексия-Ребята, давайте вспомним, какие приключения с ним случились.
- В заключение нашего занятия предлагаю вам сделать лэпбук «Удивительное рядом»
Подведение итогов. Лесенка успеха.
Рефлексивное оценивание заключается в оценке своей работы. Оценить свою работу на занятии,
1-й уровень красный – ничего не понял
2-й уровень - желтый – понял, но не могу объяснить.
3-й уровень- зеленый – все понял, могу объяснить другому .
II.
Вместе хлопнули в ладоши,
Дружно топнули ногой.
А теперь все повернулись
И друг другу улыбнулись.
«До свидания» сказали –
Отправляемся домой.
Все, о чем сейчас узнали,
Заберем скорей с собой.